Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Доступная среда

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").

Федеральные документы

  1. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (ст. 24)
  2. Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (ст. 18)
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 34, 44, 48, 79)
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 г. № 1598
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 г. № 1599
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014 г. № ВК – 1748/08 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью (вместе с разъяснениями о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью)"
  11. Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» по предстоящей паспортизации образовательных организаций

  12. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года №458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  13. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"

  14. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"

  15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №190/1512 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями)

  17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями)

  18. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (с изменениями и дополнениями)

  19. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

  20. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Региональные документы

  1. Постановление Правительства Оренбургской области  от 12.05.2014г № 290 –пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области  от 30.08.2013г №731-пп  «Об утверждении государственной Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы»

  2. Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  3. Письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014 № 01-23/5138 «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ»

  4. Рекомендации по внедрению специальных федеральных государственных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС (письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2015 № 01-23/5998)

Муниципальные документы

  1. Распоряжение управления образования № 681 от 09.10.2014г «Об организации инклюзивного обучения в базовых общеобразовательных организация в 2014-2015 учебном году»

  2. Распоряжение управления образования от 10.09.2015 № 711 «О создании условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  3. Распоряжение управления образования №704 от 07.09.2015 года  «Об организации инструктирования  ответственных лиц по вопросам  обеспечения доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и паспортизации объектов образования»

​Реестр примерных основных образовательных программ 

  1. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся
  2. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
  3. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
  4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
  5. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
  6. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
  7. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся
  8. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Документы образовательной организации

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 86"

Утвержденные образовательной организацией адаптированные образовательные программы начального и основного общего образования


Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

1. О специально оборудованных учебных кабинетах


2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализована безпороговая среда во всех помещениях здания школы, имеется пандус, беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3".

Возможность передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зданию, в т.ч. между этажами осуществляется с помощью кресло-коляски инвалидной, двух лифтов.

Перечень оборудования для групп населения с ОВЗ
№ п/п Наименование Ед. изм. Кол-во
1. Средства доступа маломобильных групп населения
1 Безпороговая среда во всех помещениях здания школы
2 Пандус шт. 1
3 Лифт шт. 2
4 Кресло-коляска инвалидная (Н007) шт. 1
5 Беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3" шт. 1
6 Алюминиевая полоса с резиновой вставкой м.п. 30
7 Алюминиевый угол с резиновой вставкой шт. 2
8 Противоскользящее покрытие - антикаблук кв.м. 20
9 Противоскользящая полоса на самоклеящейся основе м.п. 30
10 Самоклеящийся угол м.п. 30
11 Наклейка противоскользящая полоса м.п. 33
12 Единичные опорные поручни шт. 5
13 Скамейка для инвалидов шт. 1
2. Санитарные узлы для маломобильных групп населения шт 4
1 Поручень стационарный шт 4
2 Поручень откидной шт 8
3 Раковина с поручнем GAIUS SENIOR шт 4
4 Мнемосхема санузла шт. 4
5 Крючок для костылей шт. 4
6 Система вызова помощника "ПУЛЬЛСАР-3" шт. 4
7 Зеркало для инвалидов шт 4
3. Средства обучения маломобильных групп населения
1 Стол рабочий для учащихся с детским церебральным параличем, регулируемый по высоте шт. 2
2 Опора для сидения шт. 2
4. Информационные средства для людей с ограниченными возможностями
1 Бегущая строка шт. 1
2 Панель индукционная переносная шт. 1
3 Система информационная настенная "Исток М2" шт. 1
4 Информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42" шт. 1

7. О специальных условиях питания

Организация питания обучающихся

8. О специальных условиях охраны здоровья


9. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения образовательной деятельности обучающимся предоставляется доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для защиты от информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, применяется система контентной фильтрации.

Имеется информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42".

10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих в соответствии с ГОСТ 52872–2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".

Региональный электронный дневник и электронный журнал успеваемости

Цифровые образовательные платформы

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

При работе с ЭОР для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено переключение сайтов в режим "Версия для слабовидящих".

11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Имеются 2 стола рабочих для обучающихся с детским церебральным параличем, регулируемых по высоте, система информационная настенная для слабослышащих "Исток М2".

12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат отсутствуют.

13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат отсутствуют.


Полезные ресурсы:

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию






Рекомендации учителю, работающему в инклюзивном классе

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

Коррекционно-развивающая — в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности — условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

          1.Составлить планирование отдельно — для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

          2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Формы могут быть разные, главное — отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Методы и приемы учителя — это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов — слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

       1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

        2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

        3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

        4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь ,найти ручку и т.д.)

Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:

       1. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

       2. Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

несколько этапов.

       3.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

       4.Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком.

       5.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

       1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

       2. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

       3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

       4. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

       5.  Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

       6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

       7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

            Если  ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

           Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать этому ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

           Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать: соотношение побуждений учащихся к деятельности и принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое малое, чем должен обладать учитель.