Доступная среда
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").
Федеральные документы
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (ст. 24)
- Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (ст. 18)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 34, 44, 48, 79)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 г. № 1598
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 г. № 1599
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014 г. № ВК – 1748/08 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью (вместе с разъяснениями о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью)"
-
Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» по предстоящей паспортизации образовательных организаций
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года №458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №190/1512 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями)
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями)
-
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (с изменениями и дополнениями)
-
Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Региональные документы
-
Постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2014г № 290 –пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013г №731-пп «Об утверждении государственной Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы»
-
Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-
Письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014 № 01-23/5138 «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ»
-
Рекомендации по внедрению специальных федеральных государственных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС (письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2015 № 01-23/5998)
Муниципальные документы
-
Распоряжение управления образования № 681 от 09.10.2014г «Об организации инклюзивного обучения в базовых общеобразовательных организация в 2014-2015 учебном году»
-
Распоряжение управления образования от 10.09.2015 № 711 «О создании условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-
Распоряжение управления образования №704 от 07.09.2015 года «Об организации инструктирования ответственных лиц по вопросам обеспечения доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и паспортизации объектов образования»
Реестр примерных основных образовательных программ
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Документы образовательной организации
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 86"
Утвержденные образовательной организацией адаптированные образовательные программы начального и основного общего образования
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
1. О специально оборудованных учебных кабинетах
2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
3. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализована безпороговая среда во всех помещениях здания школы, имеется пандус, беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3".
Школьное здание приспособлено для занятий детей с ограниченными физическими возможностями: рекреационные и лестничные пролеты оснащены поручнями, оборудованы широкими дверями.
Возможность передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зданию, в т.ч. между этажами осуществляется с помощью кресло-коляски инвалидной, двух лифтов.
Перечень оборудования для групп населения с ОВЗ
№ п/п
|
Наименование
|
Ед. изм.
|
Кол-во
|
1.
|
Средства доступа маломобильных групп населения
|
|
|
1
|
Безпороговая среда во всех помещениях здания школы
|
|
|
2
|
Пандус
|
шт.
|
1
|
3
|
Лифт
|
шт.
|
2
|
4
|
Кресло-коляска инвалидная (Н007)
|
шт.
|
1
|
5
|
Беспроводная система вызова помощника "ПУЛЬСАР-3"
|
шт.
|
1
|
6
|
Алюминиевая полоса с резиновой вставкой
|
м.п.
|
30
|
7
|
Алюминиевый угол с резиновой вставкой
|
шт.
|
2
|
8
|
Противоскользящее покрытие - антикаблук
|
кв.м.
|
20
|
9
|
Противоскользящая полоса на самоклеящейся основе
|
м.п.
|
30
|
10
|
Самоклеящийся угол
|
м.п.
|
30
|
11
|
Наклейка противоскользящая полоса
|
м.п.
|
33
|
12
|
Единичные опорные поручни
|
шт.
|
5
|
13
|
Скамейка для инвалидов
|
шт.
|
1
|
2.
|
Санитарные узлы для маломобильных групп населения
|
шт
|
4
|
1
|
Поручень стационарный
|
шт
|
4
|
2
|
Поручень откидной
|
шт
|
8
|
3
|
Раковина с поручнем GAIUS SENIOR
|
шт
|
4
|
4
|
Мнемосхема санузла
|
шт.
|
4
|
5
|
Крючок для костылей
|
шт.
|
4
|
6
|
Система вызова помощника "ПУЛЬЛСАР-3"
|
шт.
|
4
|
7
|
Зеркало для инвалидов
|
шт
|
4
|
3.
|
Средства обучения маломобильных групп населения
|
|
|
1
|
Стол рабочий для учащихся с детским церебральным параличем, регулируемый по высоте
|
шт.
|
2
|
2
|
Опора для сидения
|
шт.
|
2
|
4.
|
Информационные средства для людей с ограниченными возможностями
|
|
|
1
|
Бегущая строка
|
шт.
|
1
|
2
|
Панель индукционная переносная
|
шт.
|
1
|
3
|
Система информационная настенная "Исток М2"
|
шт.
|
1
|
4
|
Информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42"
|
шт.
|
1
|
7. О специальных условиях питания
Организация питания обучающихся
8. О специальных условиях охраны здоровья
9. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения образовательной деятельности обучающимся предоставляется доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для защиты от информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, применяется система контентной фильтрации.
Имеется информационный терминал ISTOK 42P с сенсорным экраном 42".
10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих в соответствии с ГОСТ 52872–2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".
Региональный электронный дневник и электронный журнал успеваемости
Цифровые образовательные платформы
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
При работе с ЭОР для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено переключение сайтов в режим "Версия для слабовидящих".
11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются 2 стола рабочих для обучающихся с детским церебральным параличем, регулируемых по высоте, система информационная настенная для слабослышащих "Исток М2".
12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат отсутствуют.
13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие и интернат отсутствуют.
Полезные ресурсы:
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию